ПАМЯТКА
муниципальному служащему о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
на муниципальной службе
Данная памятка разработана в рамках работы по профилактике коррупционных правона-рушений и правового просвещения муниципальных служащих Администрации Пестовского сельского поселения в целях недопущения ими фактов коррупционных правонарушений, а также профилактики провокаций коррупционного характера в отношении муниципальных служащих.
Стратегической основой антикоррупционных мер является профилактическая система организационных, правовых, экономических, морально-этических и воспитательных мер по устранению причин, порождающих коррупцию.
Официальное толкование коррупции, согласно Федеральному закону от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», даётся следующим образом: злоупотребление слу-жебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммер-ческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущест-венных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды ука-занному лицу другими физическими лицами.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О проти-водействии коррупции» муниципальный служащий Администрации Пестовского сельского поселения (далее – муниципальный служащий) обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Основу организации работы по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе составляет обеспечение исполнения муниципальными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Конфликт интересов- ситуация, при которой личная заинтересованность муници-пального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Рос-сийской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Под личной заинтересованностьюпонимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных или имущественных обязательствах (далее – родственники и иные лица). Понятием личной заинтересованности охватывается также возможность извлечения доходов в виде материальной выгоды также для граждан или организаций, с которыми муници-пальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Следует учитывать, что личная заинтересованность муниципального служащего может возникать в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить определенный круг лиц. К числу таких лиц относятся члены семьи муниципального служащего (родители, супруги, дети, братья, сестры муниципального служащего, а также братья, сестры, родители и дети супру-гов, супруги детей). В связи с этим, в настоящей памятке для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность муниципального служащего, исполь-зуется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего».
Под указанные определения конфликта интересов попадает значительное количество ситуаций, в которых муниципальный служащий может оказаться в процессе исполнения долж-ностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов муниципальных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, следует выделить ряд типичных ситуаций, в которых возникновение конфликта ин-тересов является наиболее вероятным:
выполнение отдельных функций муниципального управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего;
выполнение иной оплачиваемой работы;
владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
получение подарков и услуг;
имущественные обязательства и судебные разбирательства;
взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы;
нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специаль-ных званий (за исключением научных) от иностранных государств).
В настоящей памятке рассматриваются ситуации конфликта интересов, приводится опии-сание ситуации и рекомендации, как для муниципальных служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях излагается комментарий, поясняющий почему та или иная ситуация является конфликтом инте-ресов. Комментарий содержит конкретные примеры и другую полезную информацию.
Применение мер по предотвращению конфликта интересов осуществляется по инициативе муниципального служащего и может не связываться с его обязанностями, установленными зако-нодательством о муниципальной службе и противодействии коррупции. Например, обращение муниципального служащего в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, об установлении, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нару-шения им требований об урегулировании конфликта интересов.
2. В целях предотвращения конфликта интересов и своевременного разрешения возник-шего конфликта интересов муниципальный служащий обязан внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов; принимать меры по предотвращению конфликта интересов; сообщать представителю нанимателя о любом реальном или потенциальном конфликте инте-ресов, как только ему становится о нем известно.
3. В случае возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме (заявление, служебная (докладная) записка, составленная в произвольной форме).
4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обя-занностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной воз-никновения конфликта интересов.
5. Муниципальный служащий обязан в случае возникшего конфликта интересов:
- принять меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с представителем нанимателя;
- подчиниться окончательному решению по предотвращению или преодолению конфликта интересов.
6. Необходимо учитывать, что статьей 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.
На основании соответствующего представления представителем нанимателе или любого члена комиссии, предусмотренного пунктом 8.3. Порядка работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Пестовского сельского поселения, и урегулирования конфликта интересов, утвержденного постановлением Администрации сельского поселения от 01.08.2013 № 66, вопрос выработки мер по выявлению, устранению причин и условий, способ-ствующих возникновению конфликта интересов на муниципальной службе, может быть рассмотрен на заседании данной комиссии.
В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным гражданским служащим действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении слу-жебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными право-выми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по под-ведомственности.
В соответствии с пунктом 2 части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов яв-ляется правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
7. При определении содержания функций муниципального управления необходимо учитывать следующее.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что функции муниципального управления организацией представляют собой полномочия муници-пального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организа-ционно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной органи-зацией, либо готовить проекты таких решений.
Осуществление «функций муниципального управления» предполагает, в том числе:
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муници-пальных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
осуществление муниципального надзора и контроля;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
организацию продажи приватизируемого муниципального имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также собственность на которой не разграничена;
подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, муниципальному имуществу;
представление в судебных органах прав и законных интересов муниципальных образо-ваний;
участие муниципального служащего в осуществлении оперативно- розыскной деятель-ности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.
8. К ситуациям, связанным с возникновением или возможностью возникновения конф-ликта интересов на муниципальной службе, могут быть отнесены:
участие муниципального служащего, его родственников и иных лиц, в деятельности ком-мерческой организации, если отдельные функции муниципального управления данной органи-зацией либо в соответствующей сфере деятельности входят в его должностные обязанности;
участие муниципального служащего в работе комиссии по размещению муниципального заказа или в организации размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, либо его возможность иным образом, в том числе косвенно, влиять на определение победителя конкурса;
подготовка и принятие (участие в подготовке и принятии) решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты) в отношении организаций, с которыми связаны муниципальный служащий, родственники и иные лица (состоящие в трудовых, подрядных отношениях, либо в отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера).
9. К должностным обязанностям, включающим в себя функции муниципального управ-ления, относится наличие у муниципального служащего полномочий прямо или опосредованно принимать обязательные для исполнения решения (готовить проекты таких решений) по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим вопросам в отношении заинтересованной организации либо оказывать влияние на муниципальное регули-рование экономических и иных процессов, в которых участвует заинтересованная организация, включая:
принятие правовых актов и разработку муниципальных программ, связанных с регулиро-ванием осуществляемой заинтересованной организацией деятельности;
осуществлением мер муниципального регулирования в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации;
координацию и стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов в соответствую-щей отрасли экономики, либо участников общественных отношений в других сферах деятельнос-ти, в том числе и заинтересованной организации;
управление подведомственными организациями, осуществляющими деятельность в той же сфере, что и заинтересованная организация.
10. Муниципальному служащему, в случае поручения ему отдельных функций муници-пального управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на муниципальную службу, следует в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о воз-можности его возникновения.
11. Муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов.
При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполне-нии иной оплачиваемой работы муниципальному служащему следует полно и подробно изло-жить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет функции муниципального уп-равления (финансовые, имущественные обязательства, судебные иски).
При наличие конфликта интересов или возможности его возникновения муниципальному служащему следует отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы.
12. Муниципальному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредст-венных подчиненных, от организаций, в отношении которых он осуществляет или ранее осу-ществлял отдельные функции муниципального управления, вне зависимости от стоимости по-дарков, платных услуг и поводов дарения (оказания).
13. Муниципальному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет функ-ции муниципального управления, при поступлении соответствующих предложений о трудоуст-ройстве рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с муниципальной службы.
Ситуационный перечень
действий муниципальных служащих при склонении к коррупционным действиям
№
п/п
|
Описание ситуации
|
Описание действий муниципального служащего при возникновении ситуации
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Склонение к выдаче подложных справок, выписок из похозяйст-венных книг гражданам
|
В письменной форме уведомить представителя нанимателя и органы прокуратуры
|
2
|
Склонение к незаконному оказанию содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощре-нии подчинённого, а также иному покровительству по службе
|
В письменной форме уведомить представителя нанимателя, а представитель нанимателя направляет полученное заявление в комиссию по урегулированию конфликта интересов для дальнейшего рассмотрения
|
3
|
Склонение к выдаче подложных документов, копий подложных документов
|
1.Отказаться от такого предложения;
2.В письменной форме уведомить своего не-посредственного руководителя и органы прокуратуры
|
4
|
Склонение к представлению инте-ресов Администрации сельского поселения в органах власти и управ-ления, ведущему к нарушению ее прав и интересов
|
1.Отказаться от такого предложения;
2.В письменной форме уведомить предста-вителя нанимателя о возможности возникно-вения конфликта интересов.
|
5
|
Получение предложений об иска-жении сведений при проведении инвентаризации материальных за-пасов и финансовых обязательств (недостача, излишки), а также подготовка документов о списании с учета недостающих материальных запасов
|
1.Отказаться от искажения данных бух-галтерского учета;
2.Письменно уведомить представителя нани-мателя о факте склонения к искажению све-дений при инвентаризации материальных запасов и финансовых обязательств (недостача, излишки), а также при получении предложения о подготовке документов о списании с учета недостающих материальных запасов;
3.Подготовить предложения о замене члена инвентаризационной комиссии (или матери-ально ответственного лица)
|
6
|
Получение предложений о сокрытии нарушений, выявленных при осуществлении финансового контроля
|
1.Внимательно выслушать и запомнить пред-ложенные условия (размеры сумм, наиме-нование товаров и характер услуг за данное правонарушение)
2.Отказаться от такого предложения;
3.Письменно уведомить представителя нани-мателя о необходимости проведения ревизии (проверки) за более ранний период в целях выявления аналогичных нарушений.
|
7
|
Склонение к лоббированию инте-ресов единственного поставщика при приобретении материальных средств, оказании услуг
|
1.Не допускать приобретения изделий, заказа услуг у единственного поставщика;
2.Обеспечить условия коллегиальности при-нятия решений;
3.В письменной форме уведомить предста-вителя нанимателя о возможности возник-новения конфликта интересов
|
8
|
Склонение к лоббированию инте-ресов участников размещения му-ниципального заказа при осуществ-лении согласования конкурсной и/или аукционной документации заказчика
|
1. Не допускать нарушений при согласовании конкурсной и аукционной документации;
2.В письменной форме уведомить представи-теля нанимателя и правоохранительные органы о факте склонения к коррупционным правонарушениям
|
9
|
Склонение к предоставлению нед-вижимого имущества и земельных участком в нарушение норм дей-ствующего законодательства Рос-сийской Федерации
|
1.Отказаться от такого предложения;
2.В письменной форме уведомить предста-вителя нанимателя и правоохранительные органы о факте склонения к коррупционным правонарушениям
|
10
|
Склонение к разглашению инфор-мации, ставшей известной муници-пальному служащему в связи с ис-полнением своих служебных обя-занностей, заинтересованному лицу в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации
|
1.Сообщать и использовать служебную инфор-мацию только при соблюдении действующих норм и требований, принятых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
2.Принимать соответствующие меры для обес-печения гарантии безопасности и конфиден-циальности информации, за которую несет от-ветственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением служебных обязан-ностей;
3.Не использовать информацию, полученную при исполнении служебных обязанностей или в связи с ними в личных целях и в интересах третьих лиц;
4.Сообщить представителю нанимателя и пра-воохранительным органы о факте склонения к коррупционным правонарушениям
|
11
|
Склонение к лоббированию отдель-ных кандидатов при проведении конкурсных процедур по замеще-нию вакантных должностей муни-ципальной службы, включению в кадровый резерв и/или резерв уп-равленческих кадров
|
1.Обеспечить условия коллегиальности принятия решений;
2.В письменной форме уведомить предста-вителя нанимателя и правоохранительные ор-ганы о факте склонения к коррупционным пра-вонарушениям
|
12
|
Внесение в трудовую книжку, личное дело муниципального слу-жащего сведений (изменение статьи увольнения и ее даты), не соот-ветствующих действительности
|
1.Отказаться от такого предложения;
2.В письменной форме уведомить предста-вителя нанимателя и правоохранительные органы о факте склонения к коррупционным правонарушениям
|
|